Работа с учебниками по русскому языку зачастую не облегчает обучение в школе, а усложняет.
За несколько лет мне довелось поработать со следующими учебниками:
- Русский язык. Ладыженская Т.А. 5-8 класс
- Русский язык. Бархударов, Чешко, Крючков. 9 класс
Приведу, на мой взгляд, 8 главных проблем:
1.
В учебниках по русскому языку недостаточно упражнений на закрепление материала и развитие речи, из-за чего повышается продолжительность подготовки к каждому уроку: необходимо подготовить дополнительные задания в большом объеме.
2.
В учебниках большая часть текстов – описательного характера. Если в стандартном корпусе русского языка больше глаголов и наречий, то в текстах учебников – существительных и прилагательных, что говорит об их статичности. Большинство текстов посвящено описанию природы. Получается, что дети читают тексты, которые по тематике и стилю имеют мало общего с тем, что их ждёт за стенами кабинета. Когда тексты становятся далеки от жизни школьников, они не прививают любовь к языку, а только вызывают отторжение.
3.
В учебниках, изданных в 2020 году, практически нет текстов о популярных профессиях, спорте, современных технологиях, видах искусства.
4.
Многие тексты не обновляются при переиздании, следуют советским традициям выбора тем и авторов. Часто тексты носят навязчивый нравоучительный характер, не отставляя возможности для размышления.
5.
Большой упор делается на произведения классических писателей и поэтов. Самыми популярными авторами по-прежнему являются М. Пришвин, К. Паустовский, В. Бианки, встречаются тексты и XIX века: В. Одоевского, А. Фета и А. Пушкина. Это приводит к обилию устаревших слов, архаизмов и историзмов. С одной стороны, разумное количество устаревшей лексики школьникам необходимо для расширения словарного запаса и кругозора. Но при этом важно понимать допустимый объём такой лексики и сколько необходимо закладывать времени на освоение таких текстов.
6.
В учебниках помещены репродукции картин часто малоизвестных и непримечательных художников. Большинство репродукций посвящено советскому прошлому или невыразительным пейзажам, что не вызывает эмоциональный отклик.
7.
Теоретические сведения недостаточно структурированы, «разбросаны» по всему параграфу или главе. Научные сведения о языке, его развитии и функционировании практически отсутствуют. Мало удобных и ярких схем, алгоритмов, таблиц, современных иллюстраций.
8.
Отсутствие адекватного педагогического дизайна. Визуальная подача материала не может не влиять на его восприятие, а внешний вид учебных пособий – на воспитание вкуса.
Возможно, этот учебник решает некоторые приведенные проблемы:
- Русский язык. Д.Н. Чердаков, А.И. Дунев, В.Е. Пугач и др. Под общей редакцией академика РАО Л. А. Вербицкой.
Что еще почитать по этому поводу:
- «Тест-драйв: что не так с учебниками по русскому языку» https://mel.fm/blog/nastya-veremchuk/30896-test-drayv-chto-ne-tak-s-uchebnikami-po-russkomu-yazyku
- «Лес, деряба и стальной конь: как устроены учебники русского языка для началки» https://mel.fm/shkola/4038271-russian_textbook
- «Что делать с такими учебниками?» https://mel.fm/blog/lychik/92508-chto-delat-s-takimi-uchebnikami
- «Мнения экспертов ПостНауки об основных проблемах преподавания русского языка в средней школе» https://postnauka.ru/talks/27840