8 проблем с учебниками по русскому языку

8 проблем с учебниками по русскому языку

Работа с учебниками по русскому языку зачастую не облегчает обучение в школе, а усложняет.

За несколько лет мне довелось поработать со следующими учебниками:

  • Русский язык. Ладыженская Т.А. 5-8 класс
  • Русский язык. Бархударов, Чешко, Крючков. 9 класс

Приведу, на мой взгляд, 8 главных проблем:

1.

В учебниках по русскому языку недостаточно упражнений на закрепление материала и развитие речи, из-за чего повышается продолжительность подготовки к каждому уроку: необходимо подготовить дополнительные задания в большом объеме.

2.

В учебниках большая часть текстов – описательного характера. Если в стандартном корпусе русского языка больше глаголов и наречий, то в текстах учебников – существительных и прилагательных, что говорит об их статичности. Большинство текстов посвящено описанию природы. Получается, что дети читают тексты, которые по тематике и стилю имеют мало общего с тем, что их ждёт за стенами кабинета. Когда тексты становятся далеки от жизни школьников, они не прививают любовь к языку, а только вызывают отторжение.

Упражнение из учебника по русскому языку
Упражнение из учебника по русскому языку

 

3.

В учебниках, изданных в 2020 году, практически нет текстов о популярных профессиях, спорте, современных технологиях, видах искусства.

4.

Многие тексты не обновляются при переиздании, следуют советским традициям выбора тем и авторов. Часто тексты носят навязчивый нравоучительный характер, не отставляя возможности для размышления.

Упражнение из учебника по русскому языку
Упражнение из учебника по русскому языку

5.

Большой упор делается на произведения классических писателей и поэтов. Самыми популярными авторами по-прежнему являются М. Пришвин, К. Паустовский, В. Бианки, встречаются тексты и XIX века: В. Одоевского, А. Фета и А. Пушкина. Это приводит к обилию устаревших слов, архаизмов и историзмов. С одной стороны, разумное количество устаревшей лексики школьникам необходимо для расширения словарного запаса и кругозора. Но при этом важно понимать допустимый объём такой лексики и сколько необходимо закладывать времени на освоение таких текстов.

Упражнение из учебника по русскому языку
Упражнение из учебника по русскому языку

6.

В учебниках помещены репродукции картин часто малоизвестных и непримечательных художников. Большинство репродукций посвящено советскому прошлому или невыразительным пейзажам, что не вызывает эмоциональный отклик.

Репродукция из учебника по русскому языку
Репродукция из учебника по русскому языку

7.

Теоретические сведения недостаточно структурированы, «разбросаны» по всему параграфу или главе. Научные сведения о языке, его развитии и функционировании практически отсутствуют. Мало удобных и ярких схем, алгоритмов, таблиц, современных иллюстраций.

Теория из учебника по русскому языку
Теория из учебника по русскому языку

8.

Отсутствие адекватного педагогического дизайна. Визуальная подача материала не может не влиять на его восприятие, а внешний вид учебных пособий – на воспитание вкуса.

Страницы из учебника по русскому языку
Страницы из учебника по русскому языку

Возможно, этот учебник решает некоторые приведенные проблемы:

  • Русский язык. Д.Н. Чердаков, А.И. Дунев, В.Е. Пугач и др. Под общей редакцией академика РАО Л. А. Вербицкой.

Что еще почитать по этому поводу: