Дистанционный урок в 9 классе «Комплексный анализ текста»

Дистанционный урок в 9 классе «Комплексный анализ текста»

Дистанционный урок систематизации и обобщения знаний и умений по русскому языку в 9 классе.


Цель деятельности учителя Главная дидактическая цель: закрепить знания учащихся, реализуя на практике принципы взаимосвязи изучения лексики, грамматики, стилистики с работой по орфографии и пунктуации; формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; умение создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов; стимулировать мыслительную деятельность, творческие способности учащихся; воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной форме.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя), добывать новые знания.

Планируемые образовательные результаты Уметь работать с текстом (выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли, используя литературный язык, аргументировать, доказывать), совершенствовать навыки правописания в рамках подготовки к ОГЭ.
Основные понятия ·  Стилистика – стили литературного языка, типы речи, связь предложений в тексте;

·  Лексика – прямое и переносное значение слов, синонимы, антонимы, работа со словарём;

·  Орфография – правописание безударных гласных в корне слова, з/с в приставках, н/нн в причастиях и прилагательных, слитное и раздельное написание не с причастиями;

·  Синтаксис – синтаксический разбор предложений, обособленные обстоятельства и определения;

·  Пунктуация – знаки препинания в сложносочиненном, сложноподчинённом и бессоюзном сложном предложениях.

Ресурсы ·  Презентация Microsoft PowerPoint;

·  Иллюстрации, инфографики, подготовленные с помощью сервиса для графического дизайна https://www.canva.com/ru_ru/;

·  Онлайн-инструмент Google Forms;

·  Группа в социальной сети «ВКонтакте»;

·  Онлайн-тренажер по русскому языку «Веб-Грамотей» https://login.cerm.ru;

·  Чуковский К.И. Живой как жизнь. Рассказы о русском языке. – М.: Время, 2014.

Организация пространства Самостоятельная работа с персональным устройством (компьютер, ноутбук, планшет, смартфон), оснащенным интернет-доступом.

 

 

Технология проведения Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Деятельность учеников Планируемые результаты
предметные УУД
Организационный этап.

Цель: включить учащихся в урок.

2 мин

Приветствует учащихся в общем чате «ВКонтакте», проверяет их готовность к уроку. Инструктаж по проведению урока. Здравствуйте. Отправьте в чат комментарий или смайл, отражающий ваше настроение. Так мы с вами еще узнаем, кто присутствует на уроке. Сегодня мы будем работать в Google Forms. Пройдите, пожалуйста, по ссылке  https://forms.gle/y4yhKyojuYzVgk3V6  Внимательно прочитайте задания, выполните и нажмите на «Отправить». В конце урока не забудьте вернуться в чат. Психологический настрой на продуктивную работу.
Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: сформулировать тему урока, его задачи. Обеспечить мотивацию обучения.

2 мин

В Google Forms заданы наводящие вопросы по формулированию темы и задач урока. ·  Перейти по ссылке в Google Forms;

·  Прочитать вступительную речь;

·  Ответить на вопросы по формулированию темы и задач урока;

·  Посмотреть минутное видео о биографии Корнея Чуковского.

Отвечают на вопросы в Google Forms, формулируют тему, задачи урока. Уметь применить полученные теоретические сведения о лингвистическом анализе текста. Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

Личностные: стремление к приобретению новых знаний и умений;

Коммуникативные: речевое оформление своих мыслей;

Регулятивные: целеполагание.

Актуализация знаний.

Цель: актуализация опорных знаний и способов действия.

4 мин

В Google Forms организовано повторение орфографических и пунктуационных правил. ·  Изучить инфографики по темам ОГЭ;

·  Ответить на три тестовых вопроса в Google Forms.

Отвечают на тестовые вопросы в Google Forms. Уметь аргументировать, доказывать. Знать орфографические, пунктуационные правила. Коммуникативные: умение обосновывать и доказывать свою точку зрения;

Регулятивные: контроль внимания.

Обобщение и систематизация знаний.

Цель: закрепление знаний, формирование практических умений и навыков, повышение качества знаний и умений.

20 мин

В Google Forms организовано самостоятельное выполнение заданий. ·  Прочитать главу «Канцелярит» из книги Чуковского К.И. «Живой как жизнь. Рассказы о  русском языке»;

·  Физкультминутка (гимнастика для глаз);

·  Ответить в Google Forms на вопросы, направленные на анализ прочитанного текста.

Самостоятельно читают текст в Google Forms, анализируют его, отвечают на вопросы. Уметь определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию, создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов. Познавательные: строить рассуждение;

Личностные: преодолевать посильные трудности; Коммуникативные: оформлять свои мысли в письменной форме;

Регулятивные: управлять познавательной и учебной деятельностью на основе постановленной  цели, планировать, контролировать, корректировать свои действия.

Домашнее задание. Домашнее задание указано в чате, Google Forms и Дневнике.ру. На сайте «Веб-Грамотей» https://login.cerm.ru введите свои логины и пароли, выберите задание «Орфография №10», внимательно прочитайте, выполните в указанный срок. Записывают домашнее задание. Знать орфографические правила. Регулятивные: коррекция.
Рефлексия.

Цель: рефлексия деятельности.

2 мин

Объясняет, что необходимо написать в чат ВКонтакте, анализирует ответы. А теперь, пожалуйста, подумайте, узнали ли вы сегодня на уроке что-то новое, удовлетворены ли вы своими результатами, справились ли самостоятельно с заданиями, с хорошим ли настроением провели урок?

Пришлите в чат свой комментарий к уроку и тот смайл, который в наибольшей степени соответствует вашим мыслям: — всё прекрасно, я со всеми заданиями справился, вспомнил все правила;   — всё хорошо, но у меня еще остались вопросы, кажется, мне надо еще прочитать правила, выполнить дополнительные задания;   — у меня возникали трудности, иногда не мог ответить на вопрос, сложно было выполнять задания, мне надо тщательнее поработать с подобными заданиями;  — сегодня не получилось на вопросы ответить и задания были трудными, срочно надо что-то предпринять.

Присылают в чат смайлы и комментарии, соответствующие настроению, впечатлениям, оценивающие учебную деятельность. Личностные: самооценка;

Коммуникативные: словесная или знаковая оценка своих действий;

Регулятивные: оценка учебной деятельности.

 

Google Forms в PDF: «Комплексный анализ текста»