Дистанционный урок систематизации и обобщения знаний и умений по русскому языку в 9 классе.
Цель деятельности учителя | Главная дидактическая цель: закрепить знания учащихся, реализуя на практике принципы взаимосвязи изучения лексики, грамматики, стилистики с работой по орфографии и пунктуации; формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; умение создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов; стимулировать мыслительную деятельность, творческие способности учащихся; воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас.
Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной форме. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя), добывать новые знания. |
Планируемые образовательные результаты | Уметь работать с текстом (выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли, используя литературный язык, аргументировать, доказывать), совершенствовать навыки правописания в рамках подготовки к ОГЭ. |
Основные понятия | · Стилистика – стили литературного языка, типы речи, связь предложений в тексте;
· Лексика – прямое и переносное значение слов, синонимы, антонимы, работа со словарём; · Орфография – правописание безударных гласных в корне слова, з/с в приставках, н/нн в причастиях и прилагательных, слитное и раздельное написание не с причастиями; · Синтаксис – синтаксический разбор предложений, обособленные обстоятельства и определения; · Пунктуация – знаки препинания в сложносочиненном, сложноподчинённом и бессоюзном сложном предложениях. |
Ресурсы | · Презентация Microsoft PowerPoint;
· Иллюстрации, инфографики, подготовленные с помощью сервиса для графического дизайна https://www.canva.com/ru_ru/; · Онлайн-инструмент Google Forms; · Группа в социальной сети «ВКонтакте»; · Онлайн-тренажер по русскому языку «Веб-Грамотей» https://login.cerm.ru; · Чуковский К.И. Живой как жизнь. Рассказы о русском языке. – М.: Время, 2014. |
Организация пространства | Самостоятельная работа с персональным устройством (компьютер, ноутбук, планшет, смартфон), оснащенным интернет-доступом. |
Технология проведения | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
предметные | УУД | ||||
Организационный этап.
Цель: включить учащихся в урок. 2 мин |
Приветствует учащихся в общем чате «ВКонтакте», проверяет их готовность к уроку. Инструктаж по проведению урока. | Здравствуйте. Отправьте в чат комментарий или смайл, отражающий ваше настроение. Так мы с вами еще узнаем, кто присутствует на уроке. Сегодня мы будем работать в Google Forms. Пройдите, пожалуйста, по ссылке https://forms.gle/y4yhKyojuYzVgk3V6 Внимательно прочитайте задания, выполните и нажмите на «Отправить». В конце урока не забудьте вернуться в чат. | Психологический настрой на продуктивную работу. | ||
Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель: сформулировать тему урока, его задачи. Обеспечить мотивацию обучения. 2 мин |
В Google Forms заданы наводящие вопросы по формулированию темы и задач урока. | · Перейти по ссылке в Google Forms;
· Прочитать вступительную речь; · Ответить на вопросы по формулированию темы и задач урока; · Посмотреть минутное видео о биографии Корнея Чуковского. |
Отвечают на вопросы в Google Forms, формулируют тему, задачи урока. | Уметь применить полученные теоретические сведения о лингвистическом анализе текста. | Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
Личностные: стремление к приобретению новых знаний и умений; Коммуникативные: речевое оформление своих мыслей; Регулятивные: целеполагание. |
Актуализация знаний.
Цель: актуализация опорных знаний и способов действия. 4 мин |
В Google Forms организовано повторение орфографических и пунктуационных правил. | · Изучить инфографики по темам ОГЭ;
· Ответить на три тестовых вопроса в Google Forms. |
Отвечают на тестовые вопросы в Google Forms. | Уметь аргументировать, доказывать. Знать орфографические, пунктуационные правила. | Коммуникативные: умение обосновывать и доказывать свою точку зрения;
Регулятивные: контроль внимания. |
Обобщение и систематизация знаний.
Цель: закрепление знаний, формирование практических умений и навыков, повышение качества знаний и умений. 20 мин |
В Google Forms организовано самостоятельное выполнение заданий. | · Прочитать главу «Канцелярит» из книги Чуковского К.И. «Живой как жизнь. Рассказы о русском языке»;
· Физкультминутка (гимнастика для глаз); · Ответить в Google Forms на вопросы, направленные на анализ прочитанного текста. |
Самостоятельно читают текст в Google Forms, анализируют его, отвечают на вопросы. | Уметь определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию, создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов. | Познавательные: строить рассуждение;
Личностные: преодолевать посильные трудности; Коммуникативные: оформлять свои мысли в письменной форме; Регулятивные: управлять познавательной и учебной деятельностью на основе постановленной цели, планировать, контролировать, корректировать свои действия. |
Домашнее задание. | Домашнее задание указано в чате, Google Forms и Дневнике.ру. | На сайте «Веб-Грамотей» https://login.cerm.ru введите свои логины и пароли, выберите задание «Орфография №10», внимательно прочитайте, выполните в указанный срок. | Записывают домашнее задание. | Знать орфографические правила. | Регулятивные: коррекция. |
Рефлексия.
Цель: рефлексия деятельности. 2 мин |
Объясняет, что необходимо написать в чат ВКонтакте, анализирует ответы. | А теперь, пожалуйста, подумайте, узнали ли вы сегодня на уроке что-то новое, удовлетворены ли вы своими результатами, справились ли самостоятельно с заданиями, с хорошим ли настроением провели урок?
Пришлите в чат свой комментарий к уроку и тот смайл, который в наибольшей степени соответствует вашим мыслям: — всё прекрасно, я со всеми заданиями справился, вспомнил все правила; — всё хорошо, но у меня еще остались вопросы, кажется, мне надо еще прочитать правила, выполнить дополнительные задания; — у меня возникали трудности, иногда не мог ответить на вопрос, сложно было выполнять задания, мне надо тщательнее поработать с подобными заданиями; — сегодня не получилось на вопросы ответить и задания были трудными, срочно надо что-то предпринять. |
Присылают в чат смайлы и комментарии, соответствующие настроению, впечатлениям, оценивающие учебную деятельность. | Личностные: самооценка;
Коммуникативные: словесная или знаковая оценка своих действий; Регулятивные: оценка учебной деятельности. |