Подробный план и критерии оценивания сочинения-рассуждения по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Оценивание:
Первая оценка:
- оригинальность работы (отсутствие плагиата);
- соответствие объему и пунктам предложенного плана;
- полнота раскрытия каждого пункта;
- правильность фактического материала.
Вторая оценка:
- стилевое единство и выразительность речи;
- языковые ошибки.
План сочинения-рассуждения:
I. Вступление:
- автор,
- произведение,
- коротко об истории создания, публикации романа, своеобразие предисловия,
- раскрыть название романа, объяснить, в чём его сущность,
- описать с примерами черты романтизма и реализма, которые нашли отражение в романе,
- раскрыть особенности сюжета и фабулы, обозначить причины их несходства, привести примеры.
II. Основная часть:
- коротко раскрыть с примерами-цитатами образы Печорина, Бэлы, Максима Максимыча, княжны Мэри, Веры, Грушницкого, Вулича,
- раскрыть с примерами психологизм романа,
- проблематика и идейный смысл романа, раскрыть с примерами тип «лишнего человека» в романе.
III. Заключение:
- напишите, как вы понимаете следующие строки из романа:
«Никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться ещё вдвое преступнее…»
«Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил…»
«Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…»
- Какие эмоции и чувства у вас вызвало прочтение романа? Что особенно запомнилось и заинтересовало?
- Считаете ли вы, что проблемы, идеи и темы романа современны? Возможны ли подобные ситуации в XXI веке? Почему? Докажите свою точку зрения, приведите аргументы.