Полугодовая контрольная работа по русскому языку повышенной сложности рассчитана на 45 минут и подразумевает выбор одного или нескольких вариантов ответа. Работа включает в себя все разделы, изученные в 6 классе за первое полугодие, а также нацелена на подготовку к ВПР по русскому языку.
1) Верно выделены ударные гласные в словах:
- звонИшь, бАнты, баловАть, началсЯ, облегчИть, повторИшь, Искра
- тОрты, углубИть, щАвель, включЕн, договОр, дрАзнит, жалюзИ, занятА
- каталОг, партЕр, красИвее, столЯр, диспансЕр, нефтепровОд, по средАм, слИвовый
- мастерскИ, грУшевый, украИнский, вероисповедАние, афЕра, оптОвый
- танцОвщица, фенОмен, крАны, мозаИчный, водопровОд, обеспЕчение
2) В предложении «Сидит лодырь у ворот, широко разинув рот, и никто не разберёт, где ворота, а где рот» используется лексическое средство выразительности:
- литота
- метафора
- сравнение
- гипербола
3) В предложении «Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость»
используются лексические средства выразительности:
- олицетворение
- ирония
- фразеологизм
- эпитет
- перифраз
4) Характеристика предложения «Радостная Машка и веселая Василиска устало брели
по пустынным улицам города»:
- повеств., невоскл., распростр., простое, однсост., ослож. однородн. подлеж.
- повеств., невоскл., распростр., простое, двусост., ослож. однородн. подлеж.
- повеств., невоскл., распростр., сложное, двусост., ослож. однородн. допол.
- повеств., невоскл., распростр., простое, двусост., не ослож.
- повеств., невоскл., распростр., простое, двусост., ослож. однородн. определ.
5) Во всех словах приставка пре-:
- пр_одолеть, пр_открыть, пр_небрегать, пр_дорожный, пр_знаться
- пр_вращение, пр_ображение, пр_пятствие, пр_града, пр_забавный
- пр_следование, пр_восходный, пр_красный, пр_образование
- пр_дание, пр_чуды, пр_брежный, пр_великий, пр_топнуть
6) Во всех словах приставка при-:
- пр_остановить, пр_цепить, пр_ближение, пр_поднять, пр_вычка
- пр_глушить, пр_седать, пр_скакать, пр_кусить, пр_ступление
- пр_учить, пр_сутствие, пр_говор, пр_плыть, пр_косновение, пр_землиться
- пр_ободрить, пр_жать, пр_держать, пр_скучный, пр_двинуть
7) Морфемный разбор слова допишут:
- приставка до, корень пиш, суффикс ут, окончание нулевое, основа допишут
- приставка до, корень пиш, окончание ут, основа допишут
- корень допиш, окончание ут, основа допиш
- приставка до, корень пиш, окончание ут, основа допиш
8) Словообразовательный разбор слова заботливый:
- к основе слова забота добавляется суффикс ивы – суффиксальный способ
- к корню слова забота добавляется суффикс и окончание ливый – суффиксальный способ
- к основе слова забота добавляется суффикс лив и приставка за – приставочно-суффикс. способ
- к основе слова забота добавляется суффикс лив – суффиксальный способ
9) Во всех словах в корне пишется и:
- расст_лается, зам_рать, соб_раться, оп_реться, бл_стеть, ст_рать
- проб_рается, выб_рать, зад_рет, бл_стательный, выст_лить
- разд_рать, изб_ратели, ум_рать, расст_лать, бл_стать
- зап_раться, раст_рать, зам_рало, выж_гать, отп_рать, заб_рать
10) Во всех словах в корне пишется е:
- словосоч_тание, зап_реть, бл_стящий, соб_ру, подп_реть, выт_реть
- забл_стеть, ум_реть, прот_реть, ст_реть, соб_рутся, уп_раться
- выб_рете, заст_лить, заж_г, приб_ру, зап_реть, бл_снула
- уб_ретесь, заст_лать, раст_рать, зам_реть, уп_реться
11) Цифры, на месте которых стоят запятые:
Летучая мышь (1) всю ночь порхает над речками (2) и полянами (3) ловит майских бабочек (4) и ночных жуков. Пропой-ка нам (5) соловушка (6) свою нежную и трогательную песенку ещё раз. Серые вороны весной не каркают пронзительно (7) и истошно (8) а ласково ворчат. Молнии ярко осветили весь двор (9) и гром прогрохотал уже над головой.
12) В предложениях стоит тире:
- Эверест самая высокая гора.
- Иван Иванович давно стал инженером.
- Страус это большая птица.
- Мой брат помощник фельдшера.
13) Во всех словах в корне пишется а:
- выр_щенный, прик_сновение, р_вноправие, заг_р
- ур_внение, приск_кать, отр_сль, з_ря, р_стительность
- утв_рь, р_стение, ср_внительный, прик_саться
- кл_няется, р_вномерный, ск_кать, умиротв_рение
14) Во всех словах в корне пишется о:
- умиротв_рение, заг_реть, пром_кнуть, зар_внять, зар_сли
- покл_н, обг_ревшее, обм_кнуть, предл_гать, з_рька, нам_кать
- к_снуться, ур_внение, выск_чить, Р_стов, прил_гательное
- водор_сли, покл_нение, прил_жение, к_снуться, приг_реть
15) Верные пары «слово – термин»:
- дворянин, кафтан – историзмы; уста, истукан – архаизмы; смартфон, селфи – неологизмы
- дожжок, поребрик – диалектизмы; рофл, кринж – жаргонизмы; дурак, башка – просторечия
- биссектриса, роутер, синтаксис – профессионализмы; злодеяние, воин – книжная лексика
- прийти, разговаривать – общеупотребительная лексика; секретарша, сорвиголова – разговорная
- град, врата – возвышенная лексика/старославянизмы; попасть впросак, осиное гнездо – фразеологизмы
16) Части речи по порядку в предложении «Ветер и непогода давно разметали лёгкое пастушеское жилище»:
- сущ., предлог, сущ., наречие, гл., прил., прил., сущ.
- сущ., предлог, сущ., прил, гл., прил., прил., сущ.
- сущ., союз, сущ., прил., гл., наречие, наречие, сущ.
- сущ., союз, сущ., наречие, гл., прил., прил., сущ.
17) Объясните значение фразеологизма «стреляный воробей», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.