итоговое собеседование

4 текста для подготовки к итоговому собеседованию

Тексты  для чтения и пересказа с цитатой из вариантов итогового собеседования в 9 классе.


Константин Эдуардович Циолковский
Константин Эдуардович Циолковский — основоположник русской космонавтики. Бо́льшую часть жизни он провёл в городе Калуге, где работал школьным учителем и мечтал об освоении человеком космоса. Но не только мечтал — а готовил расчёты, размышлял.

Циолковский первым в мире изобрёл способ преодоления силы земного притяжения — многоступе́нчатую ракету. Части ракеты работают поочерёдно: когда вы горит топливо в одной ступени, она отбрасывается. Вступает в действие вторая ступень и так далее. Ракета становится легче и увеличивает скорость, переданную сгоревшим и частям и, как по эстафете. Так ракеты запускают в космос и сейчас.

Константину Эдуардовичу принадлежит идея создания космической станции на орбите Земли. Он описал принцип доставки в космос частей станции, её сборки, предвидел, что на станции будет жить экипаж космонавтов и заниматься научной работой. Именно так это и происходит в наши дни.

Свои идеи Циолковский популяризи́ровал в статьях: он написал более 400 научных работ об изучении и заселении космоса. Учёный заложил основы космонавтики — новой науки о полётах в мировое пространство. Первые в мире космические корабли созданы учениками и последователями Циолковского.

Перескажите прочитанный Вами текст о Константине Эдуардовиче Циолковском, включив в пересказ слова первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина:

Циолковский перевернул мне душу. Это было куда сильнее писателей-фантастов. Меня поразила уверенность, с которой твёрдо вторгалась в космос мысль учёного.


Вера Игнатьевна Му́хина
Вера Игнатьевна Му́хина — знаменитый советский скульптор. Заниматься искусством Вера начала в юности: брала уроки у скульпторов и живописцев, делала эски́зы декораций. Некоторое время была даже модельером. Но любовь к скульптуре победила.

Советское правительство нуждалось в новом искусстве, которое бы воспевало труд простых людей. Скульптуры Веры Мухиной отвечали этому запросу. Она ваяла статуи крестьянок с натруженными руками, составляла проекты памятников деятелям революции.

В 1937 году ей было поручено создать скульптурную композицию для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Так появился монумент «Рабочий и колхозница». Композиция произвела фуро́р: французские газеты называли её «величайшим произведением скульптуры XX века». Позже она стала символом киностудии «Мосфильм». Сейчас скульптура установлена перед Северным входом на ВДНХ на постаменте, в котором располагается музей «Рабочий и колхозница».

Вера Игнатьевна занималась также прикладным искусством: рисовала узоры для тканей, разрабатывала формы сервизов, предметов из стекла. Считается, что именно Мухина изобрела гранёный стакан, который стали производить на заводах с 1937 года. Такая форма явилась необходимостью, поскольку первые посудомоечные машины могли мыть стаканы только с гранями, а не с круглыми стенками.

Перескажите прочитанный Вами текст о Вере Игнатьевне Мухиной, включив в пересказ её слова:

Кто искренне борется за расцвет своего народа, всегда вливает новые силы в великую сокровищницу искусства.


Светлана Капа́нина
Светлана Капа́нина — самая титуло́ванная лётчица спортивной авиации: она семикратная чемпионка мира, двукратная чемпионка Всемирных воздушных игр. А в отдельных видах программы спортсменка становилась чемпионом мира более 30 раз. «Небесная дева-вальки́рия», «королева неба», «лучший пилот столетия» — так образно называют российского пилота журналисты.

Светлана начала заниматься авиаспортом в 20 лет, а уже через 3 года стала членом сборной команды России по высшему пилотажу. Талант и упорный труд стали залогом её побед: наград у Светланы больше, чем у коллег-спортсменов. Она обошла даже пилотов-мужчин, впервые выступая на чемпионате мира в 1995 году, где одна представляла женщин-спортсменов.

С чемпионата она увезла полный комплект медалей: золотую, серебряную, бронзовую. С тех пор Капанина остаётся в истории авиационного спорта единственной женщиной, опередившей всех мужчин — мастеров мирового высшего пилотажа.

Стиль пилотажа Светланы Капаниной необычный. Это не заученные движения, а бесконечный полёт фантазии: неуправляемое вращение самолёта в сочетании с классическими фигурам и высшего пилотажа. Сама она в шутку называет этот стиль «абракада́брой». Ни одно авиашоу в России не обходится без её яркого выступления.

Перескажите прочитанный Вами текст о Светлане Владимировне Капаниной, включив в пересказ её слова:

Небо нельзя покорить.


Агния Львовна Барто
Всем известны строки «Наша Таня громко плачет…», известно и имя их автора — поэтессы Агнии Барто́. В детстве она занималась в хореографи́ческом училище, могла стать балериной. Но поэтическое призвание победило.

Первый сборник стихов Барто вышел в 1925 году. Сюжеты этих стихов бытовые, образы взяты из повседневной жизни, понятны всем. Доверительная интонация, простая рифма, динамичный ритм создают особый стиль поэзии Агнии Львовны: автор разговаривает с маленькими читателями, как их ровесница. Её стихи сразу полюбились детям, их легко читать и запоминать. Стихи издавали огромными тиража́ми, включали в учебники и хрестоматии.

Однако не только поэзии служила Агния Барто. После Великой Отечественной войны оказалось много детей, потерявшихся в те страшные годы. Поэтесса часто посещала детские дома. Горячо сочувствуя сиротам, она стала вести на радио передачу «Ищу человека». За 9 лет радиопоиска Барто помогла соединиться почти 1000 покалеченных войной семей.

Прошло чуть меньше 100 лет после первой публикации стихов поэтессы, но до сих пор дети и взрослые нашей страны знают наизусть стихотворения «Мячик», «Бычок», «Зайка»… Многие строки её знаменитых произведений стали крылатыми выражениями.

Перескажите прочитанный Вами текст об Агнии Львовне Барто, включив в пересказ слова поэта Бориса Леонидовича Пастерна́ка:

Агния Барто обращается со стихами как жонглёр — каждое слово на месте и не качается